
Королёв
Сергей Павлович
Выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР.
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
12 января 1907 года в г. Житомире, Волынская губерния, Российская империя
ДАТА И МЕСТО СМЕРТИ:
14 января 1966 года, г. Москва
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ:
1915 г. — поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве.
1917 г. — пошёл в первый класс гимназии в Одессе. В гимназии учился недолго — её закрыли; потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома — его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование.
1922 —1924гг. — учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.
1921 г. — познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет — как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.
1924 г. — поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники. Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом.
1926 г. — переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.
1929 г. — на планёре «Жар-птица» конструкции М. К. Тихонравова Королёв сдал экзамены на звание «пилот-паритель»,
1929г. — под руководством Андрея Николаевича Туполева защитил дипломную работу -проект самолёта СК-4.
Спроектированные им и построенные летательные аппараты: планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, — показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Так, планер СК-3 «Красная Звезда» впервые в СССР был специально спроектирован для выполнения фигур высшего пилотажа и, в частности, мёртвой петли, что и было успешно продемонстрировано лётчиком В. А. Степанчонком в ходе VII Всесоюзного планерного слёта в Коктебеле 28 октября 1930 г. Однако, особенно после встречи с К. Э. Циолковским, Королёва увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.
сентябре 1931 г. — С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добились создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД)
апреле 1932 г. — ГИРД стала, по существу, государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.
17 августа 1933 г. — осуществлён первый удачный пуск ракеты ГИРД.
1933 г. — на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клеймёнова.
Королёв назначен его заместителем в ранге дивинженера (инженер дивизии и воинское звание высшего командного состава в Красной Армии).
1935 г. — назначен начальником отдела ракетных летательных аппаратов;
1936 г. – Королеву удается довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную — 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную — 212 с жидкостным ракетным двигателем.
1938 г. — отделом Королева разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет.
Но расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники заставили Королёва оставить пост заместителя директора, и он был назначен на рядовую должность старшего инженера.
27 июня 1938 г. — арестован по обвинению во вредительстве, после ареста Ивана Терентьевича Клеймёнова и других работников Реактивного института.
25 сентября 1938 г. — включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой (расстрельной) категории.
Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем.
27 сентября 1938 г. — осуждён Военной Коллегией Верховного Суда СССР, обвинение: ст. 58-7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах.
1940 г. — судим вторично Особым совещанием, приговорён к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.
1942 г – переведен в другое КБ тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16 (ныне Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» /ОАО КМПО/), где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации.
Здесь С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя.
1943 г. — назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика Пе-2, первый полёт которого с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 года.
1944 г. — освобождён досрочно
1948 г. — начал лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2)
1950 г. — успешно сдаёт её на вооружение.
1956 г. — под руководством С. П. Королёва создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км.
1957 г. — успешно испытана ракета Р-7 на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур).
Для боевого дежурства этих ракет в 1958—1959 годах была построена боевая стартовая станция (объект «Ангара») в районе посёлка Плесецк (Архангельская область, нынешний космодром Плесецк).
1957 г. – Королевым созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.
4 октября 1957 г. — запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли.
12 апреля 1961 г. — С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль«Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека в космос — Юрия Алексеевича Гагарина — по околоземной орбите. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости.
6 августа 1961 г. — Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки.
С 12 по 13 октября 1964 г. — на более сложном космическом корабле «Восход» в космосе был экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача.
18 марта 1965 г. – во время полёта корабля «Восход-2» с экипажем из двух человек состоялся первый в мире выход в открытый космос. Космонавт А. А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут.
РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОСМОНАВТИКИ:
Является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение.
Сергей Павлович по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.
ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ:
- Дважды Герой Социалистического Труда (20.04.1956; 17.06.1961).
- Награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
- Лауреат Ленинской премии.
- Академик АН СССР.
ИМЕНЕМ КОНСТРУКТОРА НАЗВАНЫ:
- Город Королёв (Московская область).
- Улица Проспект Королёва
- Улица Академика Королёва
- Улица Королёва
- Улица Королёва в столице Подмосковья городе Красногорске (Владениях графа Максимова 5)
- Бульвар Королёва в Тольятти.
- Микрорайон Королёва в городе Старый Оскол.
- Площадь Королёва в Житомире.
- Королёвский район в Житомире.
- Кратер на Марсе.
- Кратер на обратной стороне Луны.
- Астероид 1855 Королёв.
- Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С. П. Королёва.
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва (Самарский университет). В 2011 году возле университета установили бюст Сергею Королёву.[27]
- Житомирский военный институт имени С. П. Королёва.
- Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв»[28][29].
- Дом Культуры имени С. П. Королёва в Киеве.
- Школа имени академика С. П. Королёва г. Тольятти (2016)
- Авиалайнер Airbus A321 (VQ-BEI) «С. Королёв» авиакомпании Аэрофлот
ПАМЯТНИКИ И МУЗЕИ:
- Памятник в городе Королёв (Московская область) на проспекте Королёва.
- Памятник в Москве.
- Памятник Королёву и Юрию Гагарину в Таганроге.
- Памятник-бюст в Самаре около национального исследовательского университета имени Королёва.
- Памятник в Чебоксарах[24].
- Памятник-бюст на проспекте Королёва в Санкт-Петербурге на территории спортивной школы (8.04.2017)
- Памятник около учебно-лабораторного корпуса МГТУ им. Н. Э. Баумана.
- Памятник Королеву открыт в августе 2016 года в Омске к 300-летию города перед ДК Химик на проспекте Королева.
- Памятник на Байконуре (Казахстан);
- Памятник в Киеве (Украина);
- Памятник в Житомире (Украина).