Мельников

Михаил Васильевич

Конструктор ракетных двигателей, доктор технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии.

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
21 августа 1919 года, Москва
ДАТА И МЕСТО СМЕРТИ:
7 мая 1996 год, Москва

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ:
1945г. — окончил МАИ (Московский автодорожный институт).
1940 -1945гг. — инженер на опытном заводе № 293 (КБ В. Ф. Болховитинова). Участвовал в разработке и создании первого в мире ракетного самолета БИ-2 конструкции В. Ф. Болховитинова и ЖРД (жидкостных реактивных двигателей) многократного действия РД-1 конструкции А. М. Исаева.
1945 -1952 гг. — инженер-конструктор НИИ-1. Впервые получил практически полное сгорание топлива в камере ЖРД и доказал наличие термодинамически равновесного характера процесса истечения в соплах, в 1950 г. предложил метод анализа потерь и расчёта удельного импульса ЖРД.
с 1952 г. — начальник отдела ОКБ-1 МОП,
с 1956 г. — заместитель главного конструктора (С. П. Королева) по двигателям.
1958 г. — совместно с С. А. Косбергом создал космический ЖРД блока «Е» изделия 11К72.
1960 г. — коллективом отдела М. В. Мельникова были решены проблемы запуска кислородного ЖРД на орбите после длительного пребывания в состоянии невесомости и космического вакуума (системы «Молния-1», «Молния-2», «Молния-3»).
1963—1986 гг. — решена проблема безотказной эксплуатации ЖРД в полёте (двигатели 11Д33, 11Д58, 11Д58М).
1955—1984гг. — читал лекции по теории ЖРД в МАИ, МВТУ, ВВИА.

РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОСМОНАВТИКИ:
М.В. Мельниковым был сделан и проведен в жизнь ряд основополагающих научно-технических решений и изобретений в области жидкостных ракетных двигателей и космической энергетики.
Решил научные, технические и технологические проблемы регенеративного охлаждения кислородно-керосиновых ЖРД керосином, а также проблемы создания сверхзвукового диффузора для испытаний высотных ЖРД на земле.
Под руководством М.В. Мельникова был разработан двигатель  11Д58 многократного запуска и применения для блока «Д»  АМС «Венера» и «Марс». Здесь впервые  был  применен криогенный турбопреднасос на баке окислителя  кислорода и создан  насадок сопла ЖРД  с  радиационным охлаждением. В 1974г. был создан двигатель 11Д58М с практически  предельными характеристиками для блока «ДМ» и впервые в мире  было достигнуто практически полное использование энергии топлива в ЖРД.  Этот двигатель до настоящего времени является непревзойденным в мире в своем классе, изготавливается заводом РКК «Энергия» и поставляется на международный рынок. Образец двигателя 11Д58М находится в музее космонавтики «Дорога к звёздам» Технологического университета.
Под руководством М.В. Мельникова была создана в стране мощная кооперация и экспериментальная и производственная база, задействованы крупные научные центры для создания термоэмиссионной ядерно-энергетической установки для полета на Марс. Разработаны ее физико-технические основы, экспериментально отработаны двигательные и энергетические системы, базирующиеся на тугоплавких металлах            (ниобий, молибден, вольфрам) в качестве конструкционных материалов, и щелочных металлах (литий, натрий, калий) в качестве высокотемпературных  теплоносителей, позволивших вплотную подойти к созданию космических ядерных  энергетических  установок   мощностью порядка нескольких МВт.
Большое влияние оказал М.В. Мельников на технологическое и материаловедческое обеспечение новейших технических разработок. Это технологии производства изделий из вольфрама, ниобия, ванадия, получение крупных монокристаллов для эммитерных узлов электрогенерирующих термоэмиссионных элементов, технологические установки для обработки и анализа материалов, изготовления многослойных металлокерамических оболочек высокой теплопроводности для коллекторных узлов и др. Создание термоэмиссионной ЯЭУ большой мощности не было завершено.

ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ:

  • Герой Социалистического Труда (1961).
  • Лауреат Ленинской премии (1960).
  • Два орденами Ленина (1957, 1961),
  • Два орденами Трудового Красного Знамени (1945, 1946).